О ГАЗЕТЕ    /   ПОДПИСКА   /   РЕКЛАМА   /   ЗАКУПКИ   /   КОНТАКТЫ

Меню Меню Меню Меню Меню
 
0

Покупатель прав всегда?


Покупатель прав всегда?

 Основным законодательным актом, который стоит на страже интересов потребителей–покупателей, клиентов различных предприятий сферы услуг, является Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1, принятый 7 февраля 1992 года. Да только, как показывает практика, знать законы мало, надо еще научиться ими пользоваться, чтобы в случае необходимости суметь грамотно распорядиться своими правами.

Итак, о некоторых правилах потребительского поведения, которые всем нам необходимо усвоить, чтобы не совершать досадных и порой весьма дорогостоящих ошибок.

1. При выборе места приобретения товара мы, как правило, ориентируемся прежде всего на цену-где дешевле, там и берём. Но вот при покупке дорогостоящих товаров длительного пользования лучше руководствоваться другими соображениями.

Грамотный потребитель не станет приобретать дорогостоящую вещь с уличного лотка, а пойдёт в магазин, специально приспособленный для торговли данным товаром. Такие торговые предприятия обычно имеют долгосрочные связи с изготовителями, имеют технические условия для проверки товара в действии при его продаже. В таком магазине могут дать более полную и достоверную информацию обо всех свойствах и возможностях товара.

2. Совершая ту или иную покупку, необходимо также обратить внимание на техническую документацию, которая прилагается к товару, например, к бытовой технике. Если среди этих документов нет какого-то одного из таких обязательных, как инструкция на русском языке, полная информация об изготовителе, указание срока гарантии и срока службы, тогда лучше вообще отказаться от этой покупки, чтобы избежать лишних проблем, которые в дальнейшем могут у вас возникнуть.

3. Если товар всё же удовлетворяет вас по всем показателям и вы решились на покупку, то, заплатив за него и получив кассовый чек, не спешите отходить от прилавка. Непременно потребуйте сделать в прилагаемой к товару технической документации отметку о дате продажи, чтобы впоследствии не возникало вопросов о том, с какого момента начался отсчёт гарантийного срока.

Кстати говоря, помимо кассового чека на такие товары, как текстильные, швейные изделия, обувь, сложные товары бытового назначения и другие, продавец обязан выдать ещё и товарный чек.

4. Закон «О защите прав потребителей» един для всех, и поэтому его действие распространяется и на продавцов, торгующих на рынках, где, как принято считать, нет никакого порядка. На самом деле и здесь вы имеете полное право требовать от продавцов исполнения законов, то есть соблюдения ваших прав.

Хотя продавцы на рынках работают без кассовых аппаратов и соответственно не могут выдать вам кассовый чек, они, тем не менее, обязаны, продавая вам что-то, выписать другой документ, подтверждающий факт продажи. Это может быть, к примеру, тот же товарный чек, который содержит данные о продавце и товаре, указаны дата продажи и срок гарантии, если он установлен.

5. Что же делать в том случае, если в товаре в течение гарантийного срока проявился тот или иной дефект?

В соответствии со статьёй 18 Закона «О защите прав потребителей» потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать или безвозмездного его ремонта, или замены на аналогичный товар, или же расторжения договора купли-продажи, то есть возврата уплаченных денег. При этом для ремонта закон отводит продавцу 20 (не более 45 по письменному соглашению) дней, для замены товара – от 7 дней до месяца, для возврата денег – 10 дней.

Важно учесть, что с претензией к продавцу лучше обратиться письменно (в двух экземплярах: один передать продавцу, второй оставить у себя), указав на бумаге выявленный дефект и точно изложив своё требование – один из трёх вариантов, упомянутых выше. Продавец в свою очередь обязан принять эту письменную претензию, расписаться во втором экземпляре и поставить дату. С этого момента начинается отсчёт срока исполнения требований потребителя. Если продавец отказывается расписаться, необходимо зафиксировать этот факт двумя свидетелями или дойти до почты и отправить ему свою претензию заказным письмом с уведомлением.

Если продавец добровольно откажется удовлетворить претензию после всех перечисленных выше действий, можно смело составлять иск в суд. Исковые заявления о защите прав потребителей не облагаются государственной пошлиной.

В соответствии с Законом, отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Но всё же будет лучше, если чеки и другую техническую документацию сохранять не только в течение гарантийного срока, но и на протяжении всего срока пользования товаром. Ведь в случае проявления некоторых существенных дефектов в товаре у потребителя есть право предъявлять претензии к изготовителю (но не продавцу) и после истечения гарантии в течение установленного срока службы.

На продавце лежит обязанность по доведению до потребителя полной и достоверной информации о товарах, в частности, и об установленных изготовителями сроках службы, гарантийных сроках и сроках годности.

Если же у покупателя с продавцом возник спор о причинах возникновения дефекта, то есть он заявляет, что дефект возник по вашей вине, то продавец обязан провести экспертизу товара за свой счёт. Экспертиза эта должна проводиться в специализированных независимых учреждениях, и вы, как потребитель, имеете право присутствовать при её проведении.

Однако, в том случае, если всё-таки будет установлено, что дефект возник по причине неправильной эксплуатации или же по вине третьей стороны (например, из-за резкого повышения напряжения в электросети), то оплачивать экспертизу придётся вам, а уже потом, если вашу аппаратуру вывел из строя скачок напряжения, вы можете потребовать компенсации всех своих расходов у энергоснабжающей организации.

В соответствии со статьёй 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого он был приобретён, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Обмен производится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный чек или кассовый чек, выданные потребителю вместе с проданным указанным товаром.

Обмен товара надлежащего качества может быть произведён в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе по своему выбору расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы (для возврата денег в этом случае Закон отводит продавцу три дня) или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу. Об этом продавец обязан сообщить потребителю. Важно учитывать, что законодательством установлен перечень товаров, не подлежащих обмену. К примеру, нельзя обменять предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, ювелирные украшения, технически сложные товары бытового назначения и прочие товары в соответствии с перечнем.

Н. Кузнецова

заведующая отделом

экономики и прогнозирования

 
 

Добавить комментарий

Имя:*
Текст:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Защитный код
Введите код с картинки:*
 
 
 
Реклама
 

Счетчик

 








Голосование

 

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
 
Наверх